Система охлаждения автомобильного двигателя

Охлаждающая система предназначена для охлаждения не только самого двигателя внутреннего сгорания, но также некоторых его деталей, которые нагревающихся в момент работы.

Помимо охлаждения двигателя система исполняет серию других функций:

  1. Подогревает воздух в системе кондиционирования, отопления и вентиляции;
  2. Охлаждает жидкость в автоматизированной коробке передач;
  3. Охлаждает воздуха турбонадува;
  4. Охлаждает масло в смазочной конструкции.

Существует два способа охлаждения автомобильного двигателя: воздушная и жидкостная.

Жидкостная система (тосол, антифриз) охлаждает с помощью отвода жидкости в нагревательных механизмах двигателя. Воздушная работает с помощью потока воздуха.

В автомобилях часто используют именно жидкостную. Данная система работает бесшумно и более равномерно распределяет поток жидкости.

Воздушная система давно уже устарела и используется в двигателях малого размера с небольшой мощностью.

Структура жидкостной системы охлаждения

Охлаждающий механизм автомобильного двигателя состоит из ряда приборов:

  1. Насоса с охлаждающей жидкостью;
  2. Термостата;
  3. Патрубков;
  4. Соединительных шлангов;
  5. Рубашки охлаждения блока цилиндров;
  6. Рубашки охлаждения головки блока цилиндров;
  7. Расширительного бочка;
  8. Шлангов;
  9. Датчиков регулируемых контроль температуры жидкости;
  10. Сливных краников;
  11. Радиатора и вентилятора.

В некоторых автомобилях тосол обогревает дроссельный узел.

Работа данной системы не сложная. Запустив двигатель, антифриз при помощи насоса вращается по кругу. Жидкость двигается сквозь рубашку охлаждения, цилиндр двигателя и возвращается через свободные патрубки. Одновременно проходя через теплообменник отопительной системы.

Автомобильная охлаждающая система выполняет задачу постоянного поддержания тепла, обеспечивая при этом оптимальную работу мотора на разных нагрузках. Оптимальная температура охлаждения считается 85 – 95 градусов.

Параметры системы охлаждения

  1. Автоматическая поддержка тепловой функции двигателя в независимости от условий окружающей среды и режима работы;
  2. Обогрев двигателя до нужной температуры;
  3. Поддержания тепла после остановки мотора;

Если нагретый двигатель не охладить, то детали будут перегреты, что уменьшит прочность цилиндра. Это приведёт к ухудшению работы смазочной системы из-за перегретого масла. Впоследствии на деталях механизма возникнет нагар и отложения.

В случае с тосолом мотор хоть и медленно прогревается, зато также медленно остывает. Что позволяет дольше сохранять тепло в машине.

Дефекты системы охлаждения

Повреждения могут возникнуть из-за неправильной работы двигателя или применения некачественного антифриза. Пренебрежением своевременной заправкой жидкости тоже может привести к неисправности системы.

Также это могут быть некачественные комплектующие или подходящий к концу срок службы некоторые детали двигателя.

Признаки испорченности охлаждающего механизма – это перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя, наружная или внутренняя утечка тосола. Чтобы не допустить поломку механизма, необходимо постоянно отслеживать температуру нагрева жидкости. Её значение указывается на приборах панели перед водителем. Некоторые автомобили оборудованы специальной лампой, в случае неисправности она подаёт характерный сигнал. Также утечку антифриза можно понять по специфическому запаху. Исходящий из капота белый дым при нарывании двигателя, может указывать на утечку антифриза.

Если произошла внутренняя утечка, то это может говорить: о пробоине в рубашке охлаждения или прогорании прокладки головки цилиндрического блока.

Обнаружение наружной утечки антифриза указывает на повреждение патрубков, герметичности насоса, радиатора или трещины в рубашке охлаждения.

Читайте также: